Воспитание патриотизма и гражданственности обучающихся Центра раннего развития ребенка

 

 

Ищенко Татьяна Ивановна,

педагог дополнительного образования,

муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

г.Волгодонска

 

В настоящее время воспитание патриотизма и гражданственности занимает одно из ведущих мест, приобретая все большееобщественное значение, становится задачей государственнойважности.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста

одна из задач нравственного воспитания, включающая в себявоспитание любви к близким людям, к родному дому, к роднойулице, к родному городу и родной стране.

Патриотическое воспитание с дошкольного возраста является

ранней социализацией личности, формированием устойчивыхсвязей поколений и обеспечением связи человека с роднымикорнями, его любви к отечеству, которая начинается сосознанного и ответственного отношения к малой родине.

Задачи, которые ставят педагоги Центра раннего развития ребенка по воспитанию патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста:

  • воспитание у воспитанников любви семье, дому, улице, городу, стране;

  • формирование у детей потребности совершать добрые дела и поступки;

  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;

  • развитие интереса к народным традициям;

  • расширение представлений о стране, в которой живем;

  • знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн);

  • развитие чувства гордости за достижения страны;

  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Активное изменение жизни, проникновение научно- технического прогресса во все её сферы направляет нас, педагогов, выбирать более эффективные средства воспитания и обучения, требуют качественно новых подходов, использования новых технологий воспитания патриотизма и гражданственности. В связи с этим, в своей работе педагоги Центра раннего развития ребенка наряду с традиционными используют инновационные формы работы.

Одной из наиболее эффективных форм работы с детьми и их родителями является проектная деятельность, в ходе которой дети учатся строить связные высказывания; расширяются знания о своей семье, доме, родной улице, любимом городе и стране;с уверенностью представляют и защищают свои проекты.

В связи с существующим государственным заказом, с целью эффективной реализации образовательного проекта, направленного на культурно-художественную, патриотическую и гражданскую социализацию детей дошкольного возраста, в том числе посредством литературы, в Центре раннего развития был разработан совместный образовательный проект с МУК ЦБС Библиотекой для детей №8 им. А.Грина г.Волгодонска«Подари ребенку книгу – подари ребенку мир».

В рамках реализации проекта обучающиеся на библиотечных уроках, занятиях по развитию речи и знакомству с окружающим миром развивались в культурно-художественном плане, знакомились с книгой как источником знаний. Такие занятия способствовали формированию читателя в дошкольнике, приобщая его к миру литературы, воспитывая в нем доброе и любящее сердце, толерантное отношение к окружающему миру.

Кроме того, в дошкольном детстве происходит закладывание ценностных основ и ориентиров. Детям дошкольного возраста свойственно наглядно-образное мышление, поэтому в процессе их обучения и воспитания необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т.д.).

В связи с этим, в Центре раннего развития встал вопрос о необходимости выбора методов и организационных форм образовательно-воспитательного процесса, в том числе о необходимости создания системы, позволяющей современному ребенку вести диалог с наследиями веков в одухотворенном предметном мире, созданном человеком, с землей наших предков, с природой. Мы считаем, что именно музейная педагогика является

одной из инновационных технологий личностного воспитания детей,

создающая условия погружения личности в специально организованную

предметно-пространственную среду. Поэтому возникла необходимость в расширении социокультурных связей и в сотрудничестве с Волгодонским эколого-историческим музеем.

Включение экскурсий в Волгодонский эколого-исторический музей и совместных мероприятий (тематических и обрядовых праздников, развлечений) в образовательный процесс обогащает его новым смыслом. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю, природу и традиции родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).

Систематически в Центре раннего развития ребенка организуются выставки детских, семейных работ. Лучшие работы отбираются для

участия в конкурсах.

Родители не только первые воспитатели своих детей, но и главные помощники педагогам Центра раннего развития. Они активные участники самых разнообразных мероприятий (праздников, экскурсий, акций, проектной деятельности, онлайн-конкурсов), проводимых с детьми. С помощью родителей в Центре раннего развития ребенка создан сайт в социальной сети Контакт.

Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических и гражданских чувств приводит к обогащению знаний воспитанников Центра раннего развития. Дети не только узнают много нового о нашем крае, о его достопримечательностях, об обычаях и традициях Ростовской области и России, но иналаживают дружеские взаимоотношения друг с другом, активизируется и обогащается система детско-родительских отношений. Опыт показывает, что полученные в центре раннего развития знания активно используются нашим воспитанникам в их дальнейшей жизни.

Скачать (PDF, 2.34MB)

Comments are closed.