МИР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА – ДЕТЯМ. ИЗУЧЕНИЕ ТЕХНИКИ ЭБРУ В АСПЕКТЕ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

 

«Красота – могучий источник нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства. Важнейшая задача эстетического воспитания — научить ребенка видеть в красоте окружающего мира духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе»

В.А.Сухомлинский.

Развитие творчества является главной целью работы с детьми. На мой взгляд, самый перспективный и интересный способ развить творчество – это изобразительная деятельность. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

Все дети рисуют, но получается это не у всех одинаково, одному ребенку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.

Я очень люблю рисовать и экспериментировать с красками. На своих занятиях по изобразительной деятельности я применяю различные нетрадиционные техники (рисование набрызгом, песком, рисование губкой, монотипия, рисование мыльными пузырями, нитками, витражными красками и т.д., рисование по мятой бумаге, рисование на воде). Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться.

Занятия с применением нетрадиционных техник не требуют большого опыта в рисовании, понравятся любому ребенку, ведь для того, чтобы получить интересный результат, совсем не обязательно быть мастером. В процессе работы каждый ребёнок может почувствовать себя настоящим художником. Благодаря этому растёт интерес к изобразительной деятельности, возникает желание добиваться больших результатов.

Я как педагог нахожусь постоянно в творческом поиске, изучаю новые нетрадиционные техники с целью развития творческих способностей своих воспитанников. В прошлом учебном году я заинтересовалась и стала изучать нетрадиционную технику Эбру.

Эбру – это древняя техника живописи, пришедшая к нам с Востока, позволяющая получить в один прием красочный оттиск с поверхности воды.

Пляшущие краски, «облака и ветер», «волнообразная бумага» — так называют древнее искусство Эбру по всему миру. Техника Эбру подразумевает использование в качестве полотна специальной сгущенной воды, на которую с помощью кисти наносятся краски и ловко преобразуются иглами и гребнями в причудливые витиеватые узоры.

Изучив литературу, интернет ресурсы, я пришла к выводу о том, что технология рисования Эбру незнакома и доподлинно неизвестна. Как раз этим она и привлекла меня. Эбру очень заинтересовала меня ещё тем, что она проста в исполнении, её быстро и легко осваивают как дети, так и взрослые. Красивые узоры, цветы, звезды получаются как бы сами собой, что не может не радовать маленьких художников.

Разноцветные мраморные узоры и невероятное сочетание форм, созданные ребенком, можно легко сохранить на память, переведя их на бумагу, дерево, стекло, ткань или керамику.

Прежде чем применить эту технику на занятиях с детьми я попробовала сама. Мне она понравилась. Рисунки показала учащимся и провела мастер-класс. В результате получились неповторимые работы, подчеркивающие индивидуальность каждого ребёнка.

Работа в технике Эбру увлекла моих воспитанников. В феврале 2018 года одна из моих учениц (Коновалова Анастасия 11л), получила Диплом 1 степени в городской (открытой) научно практической конференции Академия юных исследователей в секции «Мастер-класс», представив несколько красивых коллажей в этой технике. Она показала, как легко, используя несколько капель краски, воду и немного фантазии, украсить бутылки, салфетки, камушки и т.д.

Следующим этапом моей работы в данной технике стало экспериментирование с созданием оттиска готового изображения. Я провела мастер-класс с учащимися своего творческого объединения. В результате каждый из моих учеников ощутил себя настоящим творцом, получив неповторимые по красоте узоры из фантастических цветов.

Проведя анализ, я поняла, что работа в данной технике нравится моим воспитанникам, они выполняют ее с удовольствием. Поэтому в свою программу «Мир изобразительного искусства – детям» я внесла изменения, включив применение техники Эбру.

Но я не останавливаюсь на достигнутом. Я думаю и экспериментирую над тем, как удешевить материал. В моих планах проведение мастер-класса для педагогов МБУДО «Центр детского творчества» по данной теме.

 

Педагог дополнительного образования

МБУДО «Центр детского творчества»

Е.А.Коновалова

Скачать (PDF, 2.62MB)

Comments are closed.